Серийный выпуск двигателей Scania модели DT 12 02 начался в 2001 году. Они сразу получили широкое признание, как вариант надежного силового агрегата с высокой производительностью. Повышенный КПД дизелю DT 12 02 обеспечило внедрение в конструкцию турбокомпаунда.

Из-за растущей популярности в России шведских грузовиков Scania возрос спрос и на 470-сильные двигатели DT 12 02 мощностью 345 кВт. Устанавливаются они на автомобили Scania R-серии EURO-3 и EURO-4.

Это 12-литровый дизель с 6-ю цилиндрами рядного расположения. Максимальное число оборотов в минуту, которые выдает данный силовой агрегат – 1800-1900 единиц. Одно из несомненных преимуществ DT 12 02 – хорошая «перевариваемость» отечественного дизельного топлива. Для российских условий эксплуатации фактор немаловажный.

Система турбокомпаунда

Двигатели DT 12 02 – первые, где была реализована система турбокомпаунда. То есть, использование выхлопных газов для увеличения КПД агрегата. Для воплощения этого инженерного решения в жизнь разработчики автомобильного концерна Scania установили последовательно с основным турбокомпрессором еще одну турбину. Эта дополнительная турбина передает крутящий момент на коленчатый вал двигателя. Это и позволило поднять мощность на 50 «лошадей» при незначительном увеличении объема.

Кстати, до Scania никто не решался внедрять подобный опыт на грузовых дизелях. У самих шведских инженеров также был первый неудачный опыт в начале 90-х прошлого века. Тем не менее, разработчики не сдались, и в 2001 году вторая попытка оказалась удачной. Вслед за выходом на рынок двигателя DT 12 02 и его проверки временем, вслед за Scania другие автомобильные концерны начали устанавливать систему турбокомпаунда на свои моторы для тягачей и грузовиков.

Более детально принцип действия системы турбокомпаунда выглядит так. Температура отработанных выхлопных газов на выходе из камеры сгорания равна примерно 700°С. Проходя через турбину основного компрессора, газы приводят ее в действие, а их температура падает до 600°С. Энергии еще вполне достаточно, чтобы ее продолжить использовать. Установленная на пути следования газов вторая турбина соединена приводом непосредственно с коленвалом DT 12 02. Это повышает крутящий момент и мощность силового агрегата, а температура газов падает уже ниже 500°С.

Система HPI

Кроме турбокомпаунда, в двигателях Scania DT 12 02 470 л.с. были применены новые насос-форсунки HPI (High Pressure Injection). Основная их «фишка» в том, что впрыск топлива выполняет само… топливо. Контролируется процесс электронным блоком грузовика.